Быстрая регистрация

Обычная регистрация

Войти на сайт

Забыли пароль?



Лепить не перелепить, свистеть не пересвистеть

Мастер-класс по лепке свистульки из глины.

Мастер-класс по лепке из глины.

Вместе с мастерами Центра традиционной народной культуры Среднего Урала мы сегодня учимся делать своими руками Таволжскую свистульку. Она же Невьянская свистулька. Когда-то давно такие игрушки делали уральские гончара в своих мастерских.

Игрушка эта делается очень просто. Нам понадобится:

  1. Мастер / гончар / куратор Центра традиционной народной культуры Среднего Урала, который будет руководить процессом. Нашего руководителя зовут Галина Лежнина.
  2. Кусок глины.
  3. Стеки или другие приспособления для нанесения узоров.
  4. Печь.

Сначала раскатываем из глины шарик. Затем большим пальцем делаем в нем углубление. Сворачиваем глину вокруг пальца.

Начинаем у будущей птички-свистульки вытягивать шею и формировать грудку. Затем снимаем глину с пальца и замазываем отверстие, чтобы внутри фигурка осталась полой.

Ну а пока лепим, узнаем пару интересных фактов о глиняных игрушках.

Круговорот глиняных игрушек в природе

«Первые игрушки не дошли до нас потому, что изначально их не обжигали. Гончар делал своему ребенку свистульку, так как она свистит даже в сыром виде, ребенок мог сразу с ней играть. Вскоре, наигравшись, мог где-нибудь ее бросить. Игрушка со временем растворялась, превращаясь в землю. Потом гончар эту же землю и глину собирал и вновь использовал в своем деле».

Детям — свистульки!

«Свистульки изначально имели простую лаконичную форму, потому что делались прежде всего для детей. Никаких острых краев: все сглажено, плавно и округло. Вообще, глина не любит острых углов. Более сложные формы причисляют к авторским игрушкам, созданным по народным мотивам. Только в ХХ веке форма свистулек изменилась. Возможно, это произошло под влиянием искусствоведов, которые приезжая в деревни, стали просить жителей сделать свистульку с ножками, чтобы они могли поставить ее на полку».

А мы пока сгладим водой шероховатую поверхность.

Сделал игрушку — получи пряник!

«Свистулька пришла к нам из гончарного промысла. Это всегда было семейным делом. Свистульки зачастую делали женщины, которые помогали своим мужьям. Делали их для ярмарок и для продажи. Дети тоже сами себе лепили игрушки, а потом на ярмарках обменивали на сладости. Сладкие кондитерские изделия тогда были в большом дефиците. Дети работали с детства, но работа всегда подавалась им через игру. Так, например, даже через вот эти свистульки отец приучал ребенка к труду. К тому, что не все просто так достается. Сделай игрушку — обменяй на пряник».

Приступим к самому интересному и сложному этапу — сделаем свисток.

Снизу у игрушки вырезаем любым подходящим для этого предметом отверстие.

Далее накладываем на наше отверстие небольшую «заплатку» из глины следующим образом:

Сглаживаем края отверстия и пробуем посвистеть.

Каждому народу — своя свистулька!

«В разных городах складывались свои традиции создания игрушек. Например, сама местность накладывала большой отпечаток. Так игрушка из России более цветная. Это связано с сырьем. Или Филимоновская игрушка всегда вытянутая по своей форме потому, что белая глина в их краях очень хорошо тянется. У нас игрушка сдержанная, лаконичная, коренастая, потому что народ у нас здесь простой, рабочий».

Теперь нашу свистульку мы будем «украшать». Вылепим из глиняных шариков ножки и хохолок: « У петушка был цельный гребешок. У курочки — несколько перьев. Так их и различали.

Для глины вода как клей, поэтому склеиваем все детали игрушки вместе при помощи обычной воды. Вообще, раньше мастера старались использовать как можно меньше прилепных деталей.

Ученые Великобритании доказали

«Ученые доказали, что глина — это живой организм. Т. е. в ней есть такие свойства, которые присущи живому организму. И некоторые животные в природных месторождениях ее едят, т. к. она обладает целебными свойствами».

Теперь мы делаем на нашей игрушке «насечки»:

Можно сделать еще одну дырочку для создания более сложных мелодий.

Теперь осталось только еще раз разгладить поверхность при помощи воды и губки, дать ей высохнуть 4-5 дней, а потом отправить в печь на первый «утильный» обжиг. После можно покрыть игрушку глазурью и снова в печь — на обжиг глазуровочный. Глиняные изделия обжигают в печи при температуре 800 градусов

Ну а нам теперь известно, что:

- свистулька может менять свое звучание, после того как высохнет;

- невозможно сделать две одинаковых свистульки;

- более сложная свистулька называется окарина.

У каждого мастера были свои секреты. Вы, дорогие читатели, мастерите и изобретайте свои. Раньше, когда гончар приезжал в деревню, народ его встречал «освистываниями» из таких вот свистулек.

Фото: Александра Игнатюк

Центр традиционной народ­ной культуры Среднего Урала, особняк М. М. Ошуркова
ул. Чапаева, 10
(343) 257-37-82
www.uraltradicia.ru

Suncho-panso, 09 августа 2013

Поставить оценку: 54 +


Поделиться с друзьями

Тоже почитай

Комментарии

На КультурМультуре принято подписывать свои комментарии. Чтобы оставить свой комментарий, Вам нужно войти на сайт под своим именем или зарегистрироваться у нас.

Новое


Давайте дружить

Подписывайся на страницы портала КультурМультур в социальных сетях, и первым узнавай о самых интересных культурмультурных событиях!

А ещё иногда мы отправляем нашим подписчикам клёвые письма с анонсами.

Есть что сказать?

Пришли нам это
наверх
Яндекс.Метрика